D'Airot

ПОСТФАКТУМ. Республика Карелия. Город Петрозаводск. 20 декабря 1997
Рождественский джем в "Кафе на Красной"
UNPLUGGED

Часть первая. Аналитическая.

Идея проведения хорошей тусовки на хорошем звуке, для хороших людей, в хорошем месте возникла, как ни странно, из конфликта, возникшего внутри молодежной организации Magic Sound. Гера Пэ хлопнул дверью и сказал, что он ни под чью дуду плясать не собирается, и что он сам себе сусам. Ну и нехай себе сусамит… Вобщем взялись мы за гуж и потянули его изо всех сил. Нашлась и материальная поддержка в лице "Возрождения Карелии" и лично Александра Чаженгина, а также тур-фирмы "Эдем-тур". можно смело утверждать, что без помощи людей из этих организаций нам не удалось бы не то, чтобы провести, но элементарно купить турецкого беленького электроудлинителя, чтобы включить дискотечный магнитофон. Нет, это не дешевая реклама или какая-то там агитация, просто приятно осознавать, что существуют в природе люди здраво рассуждающие и думающие на перспективу.

Акция изначально задумывалась как благотворительная, что, как ни странно, сыграло свою роль в таком немаловажном процессе как предварительная продажа билетов. Система имеющего место человеческого морального кодекса не предусматривает даже небольшого комиссионного сбора. Это приятно. И за это спасибо и руководству РЦИ и музыкальному отделу магазина "Экслибрис".

Вобщем говоря, никто не мог предположить, что для организации четырехчасового концерта в честь Рождества, потребуется ни много ни мало почти целый месяц упорной работы. Ведь нужно предусмотреть все до мельчайших деталей, чтобы нигде не заскрипело колесо. Конечно, проколов избежать на самом концерте полностью не удалось. Например, в самом начале кто-то чем-то не угодил силовому кабелю, и весь аппарат внезапно стал немым. До сих пор непонятно почему через пять-шесть минут он снова заработал и больше не выключался до конца действа. Но самое главное, это то, что никто не мог предположить, что само "рождественское шоу" соберет абсолютно рекордное количество народа, которое когда-либо приходило на подобного рода молодежные тусовки. По самым скромным оценкам 20 декабря 1997 года в маленькое "Кафе на Красной" в Петрозаводске пришло около 350 человек. Такого не было никогда. Да, собственно, такого мероприятия никогда до этого не было.

Да, было скромное желание сделать что-то такое, что могло бы надолго запомниться, но любое дело требует огромных усилий, только тогда оно становиться настоящим делом. Еще важен опыт или умение, а такого у нас не было. Кровью, кровью, кровью, а потом только потом все и делалось, собственными руками и ногами. Парадокс в том, что за этот рабский труд никто из организаторов не получает и полкопейки, но в этом-то и весь смак. Все держится исключительно на личном желании и энтузиазме. Моральное удовлетворение и благодарность людей пришедших на концерт и по достоинству оценивших нашу работу – вот наилучшая зарплата, а остальное, как говорится, ерунда.

Мы знали, что мы хотим получить, и мы примерно представляли то, как все нужно сделать. Методика подготовки и проведения концерта отрабатывалась сама по себе. Теперь, по прошествии некоторого времени, анализируя все происходящее в городе на ниве культуры, приятно осознавать, что твой труд послужил толком для позитивных изменений в заскорузлых традициях петрозаводской молодежной культуры. Косвенные следы опыта нашего джема видны, в принципе, во всех проведенных до сих пор акциях.

Приятно осознавать, что именно после "Рождественского джема" появился новый прекрасный новый коллектив "Лео Севец & friends", ведь ребята собрались буквально за два дня до концерта, но всех удивили своей свежестью и новизной, а главное - альтернативностью нашим друзьям, но от этого не менее фолк-монополистам из "Myllarit".

Приятно осознавать, что мы первые в городе в этой области ввели систему бейджей, болтающихся на груди у каждого принимающего участие в работе. До сих пор принято было ставить штампики на все неприкрытые одеждой места. Приятно, что теперь ни одни уважающий себя организатор не оставит музыкантов не то, чтобы без материального вознаграждения, но хотя бы без морального стимулятора. До сих пор практически любое мероприятие объявлялось теми, кто его проводит "первым", за сим следовало вежливое типа: "денег не будет, может дадим пивка по бутылочке на рыло… Ну, взлабните, чуваки, разок". Сколько раз приходилось играть на подобных мероприятиях и только один раз того самого "пивка" действительно дали. Помнится, это было на День города в 1997 году в петрозаводском клубе "Дискосад", когда мы, предварительно одуревшие от звука и лома всякой местной рок-братии, играли уже для почти пустого зала во втором часу ночи. Не хочется вспоминать плохое, поминая недобрым словом в принципе хороших людей.

Для концерта пришлось много сделать, ведь своего чего-нибудь у Magic Sound'а не было и нет. Многочасовые марафоны по магазинам в поисках то того, то этого, знакомство чуть ли не со всеми частными перевозчиками, потому что сцену надо было вести отсюда, а стулья на сцену уже оттуда, и так далее. Свечи, стаканы, тарелки, салфетки, гирлянды, а также свежие еловые ветки для оформления зала и многое, многое другое, что было призвано создать необходимый предрождественский антураж приходилось добывать самим. Радостно! Конечно, никто не сказал, что будет легко, но никто и не знал что все будет уж так сложно. Со стороны может произвестись впечатление, что вроде бы все было так, как и нужно. Ну да, то, что естественно, то и не замечается. Но как трудно добиться впечатления естественности!!! Попробуйте сами. Ведь здесь речь идет не просто о дне рождения или празднике для узкого круга знакомых. Здесь речь идет о том, что "по одежке встречают, а по уму провожают", так вот нужно, чтобы, как говорил Чехов, "и душа, и мысли, и одежда, и чувства…". Словом ситуация такова, что чужому человеку гораздо труднее угодить или понравиться, чем знакомому. Он и будет делать скидок на особенности строения твоего черепа или неблагоприятное расположение звезд на небе.

По счастью, звезды-то как раз и были там, где нужно, и так, как нужно. Все-таки Рождество приближалось, а значит все начинания изначально были просто одухотворены. Все повеселись изрядно под ирландско-космополитическое матерщинство Dell'Arte, немножко взгрустнули под блюз в исполнении "открытия года" HonkyTonk, потопали ладошами и похлопали ногами под мощный фолк-рык Лео Севца, мысленно перенеслись в Мемфис, слушая Fifteen Megatones, ну и, конечно, в очередной раз не могли не встрепенуться, поражаясь мастерству легенды петрозаводского рока Дмитрия Ярославского со товарищи.

После говорили, что мол, место маленькое, но, как уже сказано, никто не мог предположить, что петрозаводская молодежь имеет уши и глаза для того, чтобы их открыть для проникновения внутрь, как говорит донщик Сатин, своего "органона" хорошей и доброй энергии нормального праздника. Но в общем, конечно, большинство публики осталось довольно. Хочется надеется, что и те, кто не проник в основной зал, где впервые в Петрозаводске играла живая акустическая рок-музыка, тоже не чувствовали себя сильно ущемленными, но постарались насладится общей атмосферой. Ведь мы работали и для Вас тоже!

Часть вторая. Curriculum vitae.

Ну а теперь перейдем к рассказу о том, что происходило непосредственно в день 20 декабря 1997 года, а так же во время самого столь нашумевшего шоу за его кулисами.

С утра еще многое было неясно. Единственное, в чем мы были полностью уверены, так это в том, что вечером что-то будет. Событий в принципе невозможно было даже предсказать, абсолютная спонтанность действий рождала некоторую сумятицу, думать и доделывать приходилось прямо на ходу, поскольку наличие проработанного плана в большинстве случаев требует коррекции на месте.

Человек на пакетнике был нанят нами на весь день " бедный, мы его еще вчера замучали поездками то в лес, то по дрова, а тут давай еще. Но… не стоит повторять нашей ошибки! Не надо жалеть частников-перевозчиков. Как выяснилось, это очень прибыльный бизнес " грузоперевозки. Купить такой пакетник и меньше чем за три месяца, если ездить только в пределах города все расходы окупаются. Ну а если подвяжут за товаром куда-нибудь в Москву или в Питер, то муль в карман за одну двухдневную поездку положишь – это стабильно.

График графиком, но к четырем часам, когда был назначен саундчек (словечко из сленга музыкантов от англ. Soundcheck) аппарат стоял еще не весь. Мы ведь, слава богу, сообразили, что все не поместятся на 32 метрах этого кафе на Красной и взяли на вечер еще и примыкающую к нему столовскую сторону, куда позже поставили кицовские (новоязовское слово от имени Алексей Кица) Fender'а. Так что, в принципе, звуком были обеспечены все, кто пришел.

Почему-то собравшиеся музыканты очень сильно нервничали. Мегатонны "Fifteen Megatones" забились в какой-то уголок и прогоняли в очередной раз репертуар.

Хонки "HonkyTonk" во главе с гениальным Ярцевым вообще тряслись от ужаса, посему без конца просили пива и нервно курили, всем своим видом напоминая об одной старой постперестроечной песенки в исполнении Анжелики "Варумши" Waarom: "Так грустно, что хочется курить" (если кто не в курсе, то фамилия этой замечательной звезды нашей эстрады переводится как "Почему?", интонирование предполагается с повышением на последний слог). Так вот. Далее. Великий фолк-вождь, он же Лео Севец подошел к процессу по-деловому. Вообще-то, он должен был выступать дуэтом с Сантту Карху, но последний мило предпочел остаться в стороне, и вот тогда Лео совершил действительно героический поступок. Молодец!!! Вместо того, чтобы и самому поспешно отказаться, он просто собрал своих друзей-коллег, отрепетировал за два дня материал (обо всем этом мы, конечно ничего не знали) и завалился к назначенному времени в количестве шести человек вместо планировавшихся двух. Вот как бывает! Последствия этому мы могли ощутить уже два раза в этом году.

Последним пришел наш ветеран Дима Ярославский. Помниться кто-то пытался шутить, что, мол, набрали себе свадебных генералов (Карху, Севец, Ярославский)… Но Дима, как это все потом поняли, не собирается сдавать заслуженных позиций петрозаводского рок-динозавра, что радует как "вещь в себе".

Мы же носились аки объевшиеся хмелю савраски таская всякую дребедень с пятого этажа в кафе и обратно. Самая тяжелая штука была настоящая немецкая фисгармония прошлого века (кг наверное под 100), которая была любезно предоставлена университетским ансамблем "Toive" и которую мы вначале перли от ТК Медфака, потом таскали на пятый этаж и вниз, а потом на следующее утро еще и несли обратно в ТК. Трудно сказать, произвел ли этот Roland или Korg времен Парижской Коммуны тот самый необходимый в подобных мероприятиях эффект, но если вспомнить светлой памяти анплакт мистера Клэптона (Eric Clapton), то ведь и там у чудаков было нечто похожее. Во всяком случае, клавишница d'AIROT Ольга "Полли" Елина старательно исполнила на ней все положенные в предрождественское время лютеранские гимны.

Как такового, саундчека не получилось. Лео по понятным причинам проявлял наибольшую активность и, покрывшись от волнения красными пятнами, все бегал, пытаясь разузнать "когда же оно, когда". Но его-то и не было. Звук строили потом уже на Хонках.

Настоящая паника началась, когда в двери начал валом валить народ. Гардероб был мгновенно заполнен, так что пришлось многих раздевать в актовом зале института "Карелпроект", где у нас база. В первые же минуты праздника некими доброжелателями были похищены две уличные свечи из четырех, что были зажжены перед входом в заведение. Две другие, видимо из-за того, что они представляли собой что-то похожее на большую совковую банку из под килек в томатном соусе только без верхней крышки, взять побоялись. А зря! Ведь пригодилось бы, например, лыжи мазать…

Перед началом концерта музыкантам были вручены скромные мужские рождественские подарки, чему все несказанно радовались точно дети.

Все проходило нормально, только в самом начале, когда играли ХонкиТонки, неожиданно вырубилось электричество, видимо Братская ГЭС, обеспечивавшая энергией описываемое рокенролльное действо, устала крутить свои турбины и решила отдохнуть. Но потом все было нормально. Лео Севец опять же покорил всех, сыграв запыленный на германско-финско-американских дорогах хит всех времен, народов и жителей Петрозаводска "Mina Petroskoih, sina Petroskoih" или как бишь они там поют эти националы…

Примерно без пятнадцати десять вечера руководство Кафе на Красной, то ли ослепленное сверканием местечковых рок-звезд первой и второй величины, то ли утомленное алкогольно-табачными испарениями, решило прекратить этот базар. Они были по-своему правы, ведь пока нормальные люди радовались и дружно веселились, другие столь же генетически нормальные тихо тягали фужеры и выносили пустую тару за пределы досягаемости. Удивительная молодежь! Но нашлись необходимые в таких случаях еще хрустящие аргументы, и праздник продолжался.

А потом мы до половины третьего ночи убирали, выносили, приносили, таскали… А с десяти утра опять вывозили, отвозили, уносили… так что летальный исход был очень желаем для наших измотанных органонов. К счастью, прибегнуть к этой мере пресечения трудовой усталости не пришлось, а как еще иначе…

Е.Якобсон


© 1998–2024