D'Airot

Петрозаводские песни о главном
или
Перекрестись, Вяйнямейнен!

Intro:

Если взглянуть на нынешнее состояние петрозаводской молодежной культуры, то полученное впечатление будет по уровню положительно заряженных частиц на единицу прожигаемого времени производить впечатление полного отсутствия естественного притяжения в какую-либо сторону. Самый примитивный расчесочный анализ на вшивость, показывает, что когда речь заходит о вкладе в общее дело созидания национального достояния, в рядах доморощенных борцов, несущих знамя, сшитое, так сказать, под заказ по европейско-американским лекалам, но в постсовковом ателье, все чаще начинают проявляться некоторые признаки расходящихся швов и проеденных молью пятен. То и дело перекидывая друг дружке отполированное многочисленными пальцами древко стяга с начертанным на нем "Догоним и перегоним!", наши лучшие мастера тонкого искусства все по очереди падают лицом в грязь, с каждым разом вставая оттуда все более измазюканными. Однако, будем конкретнее.

Part one:

Осенью 1997 года вся наша околокультурная молодежь, хоть немного интересующаяся трудом местных умельцев была в Ш.О.К.е (что вполне по-нашему) от известия об увольнении из рядов ветерана второй волны петрозаводских рокеров некогда просто ВИА "Револьвер", а потом просто безымянного завсегдатая московских и питерских эстрадных подмостков, его многолетнего и бессменного лидера господина Макса Кошелева. Весть быстро облетела город, повергнув в изумление многих. Это казалось какой-то ошибкой! Однако лица виновников сего бунта сияли радостью от веры в исполнение собственных решительных желаний. "Прожекты, прожекты…", – кричали они. "Даешь конъюнктуру!" – вторили им все. Ну, и дали, вроде бы. Еще до сокращения вокалиста "Револьверы" гнали сплошное месиво из сочных столичных плодов Манго-Манго, мало заботясь о чистоте производства, посему вполне нормально, что Великий битник-консерватор Макс остался не у дел. Но, друзья мои, не прошло и полгода, как новая весть покатилась во все концы света: оригинальные "Револьверы" опять вместе. По слухам, они даже ходят кататься в Кукковский лес с горок на фанерках, что попахивает чем-то больше чем порохом и трубкой мира. Сменщицу Макса прима-вокалистку Машу, как ни странно, не попросили освободить место, а всего лишь подвинуться, чтобы дядя Макс мог присесть. Говорят, что в этом переобновленном составе они собираются писать новый альбом. Последнее является действительно хорошей новостью. Главное, чтобы на обложке своего лонгплея "Револьверы" в этот раз не размещали точной копии копировального аппарата в масштабе 1:200, а не то настряпают опять что-нибудь рыночно-несуразное, и будем мы с вами покупать их про-столичный "продуксьон" а ля "шел отряд по берегу, шел издалека" не из чувства гордости за своих парней, а скорее из чувства долга и оказания морально-матерьяльной поддержки. Вот так!

Part two:

Другая мощная рука вот уже вторую пятилетку держащая свою часть вышеупоминавшегося знамени принадлежит местному многоголовому модерн-фолк монстру под названием Mullarus Carelicus или в миру просто Мюлляра. Да, они великие и могучие, до сих пор на нашей культурной целине они единственные кому удается довольно уверенно раскачать болотистость и кислотность наших почв. И заграница им помогает, и в родном городке-то их обожают, напевая на ланче и дома, в авто и сауне вместо "позови меня с собой" то "эту правду", то "про Петрозаводск", то еще черте что. Хорошая группа, энергичная такая, даже не верится, что это наши ребята так классно работают. Но что-то все-таки не то, и что-то не так.

Ну, взяли они после Штатовской экспедиции прошлым годом себе человека на барабасы – еще больше стало смахивать на один известный финский коллектив, на чьей студии Мюлляра писали свой альбом. Нехорошо ведь, правда. Никто ведь не виноват, что они не первые решили с пятерочными консерваторскими знаниями по гармонии подойти к фолк-музыке. В конце концов это ерунда, кто первый, а кто последний – каждый в праве как угодно трактовать народную традицию, если мы часть этого народа.

Не это самое страшное, на самом-то деле. Знаете, что они сделали? "Если бы Вяйнямейнен это слышал бы, то не создал бы ничего этого", – сказал самый главный "мельник" на последнем концерте. Ведь понимает что говорит, но говорит. Вроде бы глупость или шутка, но сколь много истины в ней. Мюллярит самый настоящий продукт нашего сверхурбанизированного и давно уже не эпического времени, и песни они играют те, которые в свое время лет сто назад считались в народе признаком декаданса истинной культуры. Он-то (Саша Быкадоров) это очень хорошо знает, тем не менее говорит о великой задаче своего коллектива пропагандировать фолк в широких массах. Блеф это! Может быть молодежь на секунду отвлечется от слушанья "Коко Джянгл" или Сташевского и прислушается к всенародным хитам в исполнении "Мюллярит" но никак уж не проникнется фолком по-настоящему, потому как фолка как такового в них уже не осталось ни на йоту. И сами фолк-мены тому лучшее док-во. И не помогут тут никакие "еще на одного финно-угра больше". Нет народной души, есть просто современный кач, очень профессионально гармонизованный и отыгранный, но мертвый уже при рождении. И это, как говорится, не мельничья вина, что мука серая и прогорклая, просто вот уж который год неурожай у нас у всех. А может все-таки благородную миссию делают они? Подтянули давно захеревшую в исполнении всяких Домкультурных хоров народную музыку к сознанию современной молодежи, дали ей второе дыхание… Может и так. Время покажет.

Е.Якобсон


© 1998–2025