D'Airot

Курс выживания для карела
или
Рождественский джем © 1999

Для лучшей усвояемости нижеизложенного стоит для начала обратить свой взор в прошлое, к тому моменту, когда в Городе только зарождалась сама мысль об организации периодических мероприятий под общим названием "Рождественский джем". Общая идеологическая основа была понятна: устроить некое музыкально-развлекательное мероприятие, выделяющееся из общего ряда всех организуемых. Довольно абстрактно, но только лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении предмета розовые очки спадают даже с самого длинного носа, а ситуация перестает выглядеть носимой на блюде с голубой каёмкой. В условиях, когда все кругом голы, ни у кого ничего путнего нет, а если и есть, то разобрано по кусочкам, а при всем вышесказанном взятая планка ни за что не может быть понижена, то есть из известно чего надо делать кое-что, да еще и съедобное, любой взявшийся за гуж обрекает себя на долгие бессонные ночи и метания вспотевшим мозгом по подушке.

Зачин был сделан два года назад. Тогда объектом проведения посвященного рождественским праздникам претенциозного культурно-просветительского мероприятия было выбрано кафе на улице Красной. По воспоминаниям свидетелей и нескольких сот очевидцев случившегося, аншлаг был полный. Было не протолкнуться, что в свою очередь вызвало нарекания. И все же, произведенный на молодежь эффект был ощутим как в их физическом, так и в моральном отношении. Из всего этого можно было сделать вывод о том, что поставленные цели были достигнуты и в целом праздник удался. Отзывы было самые теплые, а что до критики, так без нее никогда не бывает, да и не должно быть.

Говорят, что хорошие идеи не умирают. Ну да, но для этого им надо хотя бы родится. Потребовалось целых два года для того, чтобы вновь собраться с силами. Помниться, где-то посередине этого пути подходили знакомые и малознакомые люди и спрашивали, как насчет этого дела, то есть повеселиться на хорошей тусовке. В ответ на такой посыл оставалось только лишь раздавать неопределенного характера звуки, пожимать плечами, да рекомендовать организовать что-нибудь в индивидуальном порядке для самоудовлетворения. Стоит признать, что на какой-то момент идея поселилась в черепах организаторов, но там же и угасла уже через малое время. Видно еще не созрел плод, чтобы упасть на известное место. Потребовалось бесчисленное количество дней, чтобы наступил тот самый – критический. Это началось утром: организму стало невыносимо тяжело, хорошо, что прокиснувшие за указанное время праздничные штандарты были неподалеку, буквально под рукой. После того, как они были почищены и где надо заштопаны, была предпринята попытка двинуть стальным организаторским кулаком прямо по виску городской музыкальной жизни. Надо сказать, что результат если не ошеломил, то потряс.

Начнем с того, что изначальная ситуация в сравнении с последним разом была совершенно набекрень. Скажем так, что мысль неожиданно пихнулась ногой по мозжечку где-то за две недели. Пихнулась и затаилась, а уже через неделю, то есть за неделю до ожидаемого своего рождения она начала тузить и елозить по внутренностям черепушки с нехилой молодецкой удалью. Но оставалась неделя, а денюжки не было никакой. Ну, просто ни единого рублика. Другой проблемой было то, что из выступавшего в последний раз набора музыкантов актуальными и желательными являлись лишь… хм, промолчим. Остальные по разным причинам как бы отсутствовали в активной стадии. ДельАрте благополучно почил в бозе, Хонки Тонки прошли трансформацию, Лео Севец & друзья остался в прошлом, 15 МегаТонн на 2/3 перебазировались в ближайшее зарубежье, Д.Ярославский трагически погиб. Что делать? Сначала хотелось ничего не делать, а потом решили все-таки поделать. В общем, источники нашлись, но в буквальном смысле слова за три дня до предполагавшегося начала мероприятия. Вот суета-то поднялась! Главное сама идея приобрела черты нечто до сих пор неслыханного.

Хорошо, что хоть с помещением была предварительная договоренность. После небольшого анализа существующей ситуации и имеющегося опыта было решено не утруждать ноги, а напрямую отправиться с треухом в руке на ковер к националам из Центра, расположенного в бывшем Доме крестьянина. Договоренность была достигнута в минимальные сроки. Ладно, хоть успели подумать о том, в каком виде можно было бы построить программу. Решили, что идея "АНПЛАКТА", подобному сделанному в 1997 году, не представляет собой на данный исторический момент специфического интереса. Программа должна иметь карело-финскую ориентацию, сказали они сами себе и начали напрягать извилины именно в этом направлении. На счастье, успели не только предварительно обсудить, кто мог бы поиграть, но и сговориться с ними самими. Для внутреннего успокоения были обозначены люди, которых можно было бы подключить к решению организационных проблем. При всем этом, собственно действия начали разворачиваться со скоростью добротного штатовского боевика лишь тогда, когда, по идее, все основное должно было быть сделано. С другой же стороны, что за наслаждение от остроты ощущений!

Оставшиеся дни превратились в огромную сверкающую карусель, где не разбирались ни ручки, ни ножки – все летело в тартарары с сумасшедшим треском. Наконец-то дано добро и получено финансирование из источников, не имеющих никакого непосредственного отношения к местным предприятиям и органам. В такой ситуации правильно представить последовательность действий и разумно распределить бюджет. Перво-наперво это афиши. Ну да, конечно они. В этот раз обошлись парой десятков, тогда как в предыдущий ими был обклеен весь город, причем разными цветами и в несколько рядов. Соответственно эта пара десятков была размещена исключительно в местах не столь отдаленных от скопления потенциальных клиентов. Решили обойтись скромнее. Вот если покопаться в фольклорной памяти народа, то там можно обнаружить массу обоснований поступкам. Так и здесь произошло: было дешево да мило, дорого да сгнило.

Потом всякие там веточки для вязания веночков и пучочков. За этими, следуя старой и доброй традиции, отправились не куда-нибудь, а в родной кукковский лес вооруженные ножами, пилами, топорами и мушкетами на случай облавы. Всякие петарды, которые взрывались в последний раз, автоматически приказали долго жить, но вот без гирлянд не обошлось никак. Из двух старых и неработающих собиралась одна новая и горящая, покупались и совсем новые. Потом возникла идея повесить над баром дощечку с надписью. Пришлось ее искать. Нашли. Пока везли, поломали. Пришлось скреплять палочками. Уж только после этого вольнонаемный художник изобразил на ней витиеватую надпись JOULUKAHVIO, то бишь "рождественское кафе". Содержимое этого самого кафе было обеспечено по договоренности со старыми знакомыми из:. "Кивача".

Как они случается у всех, не обошлось и без казусов. Казусы были разные. Один из них касался славной экологической милиции, которая довольно оперативно сработала и за два часа до начала мероприятия переписала данные организаторов. Было приказано явиться куда надо, покаяться, иначе, говорили они, вам будет штраф в размере 5 минимальных окладов. Сходили, но уже после всего, на следующий день.

Другие казусы касались музыкантов. При том, что со всеми ими существовала предварительная договоренность, окончательные подтверждения приходилось давать на бегу. Так, легенда карельской культуры, великий и могучий Santtu Karhu (он же Александр Медведев) был лично оповещен за два дня о предстоящем на днях экзамене на выносливость, а известный поклонник всякого рода самопальных музыкальных инструментов господин Александр Леонов и того позже. Из этих двоих последний в последний момент отказался от выступления, чем внес некоторую сумятицу в стройные ряды устроителей. Чудеса продолжались постоянно. Так, уже на самом концерте выход Karhu был под большим вопросом, поскольку его вспомогающее лицо в образе харизматического гитариста Ф.Асташова как-то не очень спешило появиться на месте. Когда надежда была окончательно потеряна, искомый кадр появился, чем вызвал бурю эмоций у всех в этом заинтересованных. Участники "Тойве-миньона" появились уже тогда, когда мощный рык Лео Севца уверенно сотрясал хлипкие и крайне пожароопасные своды бывшего Дома крестьянина. Во второй части концерта, после уверенного разогрева произведенным фолк-гениями на сцене оказалась незапланированная, но от этого не менее культовая фигура петрозаводского джаза Александр Улаев в сопровождении части состава "Дайрот". Вслед за этим желание музицирования разогрело кровь старого блюзовика Олега Ярцева настолько, что он любезно предоставил себя в полное распоряжение инструмента. После этого он уже был не в силах отказать, почему и исполнил несколько древних, но не утомительных двенадцатитактных хитов негритянского производства.

Весь этот кавардак мог показаться с внешней стороны удивительно продуманным, однако внутри его было гораздо меньше организованности, чем в последний раз. Что за чем и почему именно таким образом решалось уже на месте. Не смотря на это и на то, что публики было несколько меньше чем ожидалось и в несколько раз меньше, чем в прошлый раз, настроение у всех было на высоте.


© 1998–2023